Газета «РБК daily» 29 сентября 2009

Стремление привлечь внимание к произведениям искусства и сделать посещение музея доступным начало подкрепляться в России высокими технологиями. Благодаря новейшим методикам сканирования изображений, не имеющим аналогов в мире, руководство Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина при поддержке компаний JTI и ЗАО «Группа ЭПОС» приняло решение оцифровать хранящиеся в запасниках музея шедевры мирового искусства и тем самым предоставить возможность любителям живописи и графики ознакомиться с редчайшими шедеврами, многие из которых ранее не экспонировались

29.09.2009

Оцифрованные шедевры. Увидеть редчайшие полотна из запасников можно будет в Интернете

Екатерина Люльчак

Стремление привлечь внимание к произведениям искусства и сделать посещение музея доступным начало подкрепляться в России высокими технологиями. Благодаря новейшим методикам сканирования изображений, не имеющим аналогов в мире, руководство Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина при поддержке компаний JTI и ЗАО «Группа ЭПОС» приняло решение оцифровать хранящиеся в запасниках музея шедевры мирового искусства и тем самым предоставить возможность любителям живописи и графики ознакомиться с редчайшими шедеврами, многие из которых ранее не экспонировались.

«Необходимость оцифровать максимум произведений изобразительного искусства назрела уже давно, ведь многие из них не могут экспонироваться в выставочных залах музеев, - говорит заместитель директора ГМИИ им. А.С Пушкина Михаил Гурвич. - То, что вы можете наблюдать в выставочных залах, составляет чуть более 1% от того, что хранится в наших запасниках. Все остальные работы по объективным причинам - будь то специальный температурный, световой режимы или нехватка выставочных площадей - не могут быть представлены посетителям музеев». С помощью же новых технологий оцифровки изображений авторы проекта смогут познакомить всех желающих с требующими особого обращения и условий хранения произведениями искусства, не подвергая опасности сами шедевры.

Уже сейчас авторы проекта могут продемонстрировать первые результаты оцифровки произведений искусства. В число 1500 работ, первыми прошедших сканирование, вошли японская графика XVI-XX веков, британская гравюра XVIII-XIX веков и российская гравюра XVIII - начала XIX века. Часть изображений уже выложена в Сеть и находится в открытом доступе в электронных каталогах britishprints.ru и russianprints.ru. Вскоре пройдет оцифровку коллекция импрессионистов, которая, по словам специалистов, обзаведется сайтами-сателлитами в течение следующих двух лет.

Каждый из оцифрованных шедевров сопровождается кратким описанием самого полотна и дополнительными сведениями из истории картины и сопутствующими справочными материалами. Так что посетитель сайта сможет не только увидеть картину, но и получить дополнительную информацию.

«Общими усилиями нам удалось создать цифровую коллекцию уникальных произведений графики, - отмечает представитель компании JTI Такуши Секи. - Нам особенно приятно, что наряду с выдающимися работами русских и британских мастеров в ней присутствуют и произведения японских художников, которые особенно нуждаются в создании виртуальных копий. Дело в том, что японская графика всегда подразумевает деревянную основу, благодаря которой изображение приобретает неповторимые нюансы. Однако дерево крайне прихотливый материал, поэтому любое отклонение от необходимых условий хранения может нанести вред изображению. В свою очередь демонстрация шедевров японской графики в цифровом формате решает эту проблему, устраняя необходимость рисковать подлинниками. Несомненно, виртуальные коллекции привлекут внимание любителей искусства во всем мире».

Парадоксально, но с помощью оцифрованных шедевров японской графики из запасников ГМИИ познакомиться с искусством Востока смогут не только россияне, но и сами жители Страны восходящего солнца, которые впервые увидят некоторые из работ японских художников.

Новая технология оцифровки помимо расширения доступа также позволит создать специальный цифровой паспорт для каждого отдельного произведения искусства, который значительно облегчит изучение, учет, хранение и реставрацию экспоната. «Качество электронной копии, передача цвета и других параметров настолько полны и глубоки, что мы можем очень точно фиксировать и контролировать состояние экспоната, расположение и глубину микротрещин. Это существенно расширит наши возможности в случае реставрации, повысит сохранность искусства, в том числе в ходе экспонирования в других музеях», - отметила директор ГМИИ им А.С. Пушкина Ирина Антонова.

Более подробно о технологии оцифровки полотен рассказывает заместитель генерального директора ЗАО «Группа ЭПОС». Уникальная технология, разработанная и используемая специалистами этой компании, позволяет оцифровывать оригиналы большого формата с высокой цветовой точностью и феноменальным разрешением. Информационная емкость цифрового изображения, полученная с помощью новой технологии съемки, достигает 200 млн. точек, тогда как даже самая профессиональная фототехника позволяет снимать с максимальным разрешением 50 млн. точек.

Столь высокая разрешающая способность достигается благодаря применению цифровых камер с запатентованным электронным модулем, который обеспечивает движение объектива относительно картины и матрицы камеры. Таким образом, реализована возможность деления картины на заданное количество фрагментов, каждый из которых последовательно снимается, а затем программное обеспечение автоматически соединяет фрагменты изображения в единое целое. Для точного же воспроизведения цвета применяется оригинальный компьютерный метод управления цветом, повышающий точность цветопередачи до двух единиц.

Важно, что движущиеся части съемочного комплекса не контактируют с объектами оцифровки, а осветительное оборудование работает в пределах 300 люкс, что исключает механическое и световое повреждение картины.

Аппаратура позволяет снимать как непосредственно на экспозиции без демонтажа картины, так и в студии. При этом в зависимости от способа съемки количество фиксируемых изображений варьируется от 50 до 150 объектов в день, что сокращает время оцифровки в десятки раз.

«Благодаря высоким технологическим параметрам мы можем соблюсти не только объективные количественные параметры, выражающиеся в высоком разрешении и широком цветовом диапазоне, но и экспертные характеристики, отличающие высококачественную копию от любительской фотографии. Показатели реалистичности, объемности, «старины» и четкости у оцифрованных по нашей технологии объектов находятся на высочайшем уровне». Благодаря этому полученные файлы с изображением практически универсальны. Во-первых, они послужат основой для создания электронного каталога и паспортов экспонатов. Во-вторых, цифровые копии откроют новые возможности для научных исследований, реставрации и полиграфии. Но самое главное, виртуальные полотна сделают изобразительное искусство доступнее.

«Немаловажно, что возможность виртуально пройтись по музею и увидеть шедевры в цифровом варианте сыграет положительную роль в популяризации музеев, - считает Михаил Гурвич. - Будем, надеяться, что, посетив виртуальную галерею, зритель захочет воочию увидеть работы мастеров и придет в музей».

Цит. по: http://www.rbcdaily.ru/2009/09/29/cnews/433442