Журнал The LOMOND Review, №2, апрель 2006, раздел «Технологии»

Шедевры в цифре: новые технологии в искусстве.
Рассказывают Павел Жуков и Александр Семенюта

Преимущество цифровой фотографии в получении изображений произведений искусств сегодня уже никто не оспаривает: быстрее, качественнее, дешевле. Основное преимущество цифровой фотографии - возможность использования длинных выдержек при съемке со штативов, что позволяет производить съемку при низких условиях освещенности. Для произведений искусств, особенно таких, как рисунки, гра¬вюры, книги, рукописи, это особенно важно, так как их возраст может составлять несколько веков, и в связи с этим, они очень сильно подвержены воздействию света.

01.04.2006

Шедевры в цифре: новые технологии в искусстве.
Рассказывают Павел Жуков и Александр Семенюта

Преимущество цифровой фотографии в получении изображений произведений искусств сегодня уже никто не оспаривает: быстрее, качественнее, дешевле. Основное преимущество цифровой фотографии - возможность использования длинных выдержек при съемке со штативов, что позволяет производить съемку при низких условиях освещенности. Для произведений искусств, особенно таких, как рисунки, гравюры, книги, рукописи, это особенно важно, так как их возраст может составлять несколько веков, и в связи с этим, они очень сильно подвержены воздействию света.
Постоянная проблема современной цифровой фотографии - нехватка информационной емкости (пиксел) светочувствительной матрицы. Опыт получения изображений произведений искусств (картин, гравюр, рисунков, книг и т.п.) показал, что для их качественной съемки оборудование должно обеспечивать информационную емкость 150 - 200 Мрх. Цифровым фотоаппаратам до таких характеристик предстоит еще долгий путь развития. Поэтому существующие на рынке камеры представляют интерес только при съемке объектов небольших размеров.
Требуемыми характеристиками по информационной емкости в настоящее время обладают сканеры, но данная техника не может быть использована по целому ряду причин. Сканеры имеют сильное разрушающее световое воздействие - световой поток настолько яркий, что приводит к выцветанию красочного слоя, а зачастую и к его осыпанию. Сканировать произведение, к примеру, размером 2x3 м сканером формата АЗ технически возможно, но достаточно долго. Кроме того, для качественного соединения полученных фрагментов в единое изображение потребуется еще несколько часов работы специалистов достаточно высокой квалификации. Существующее программное обеспечение по «сшивке» фрагментов изображений в единое целое оставляет желать лучшего. Но если мы все-таки говорим о живописи, то применение сканеров принципиально невозможно. Таково наше мнение. Это обусловлено тем, что для получения реалистичного изображения картины необходим направленный свет (для «подчеркивания» мазка), а осветительная система сканеров таким свойством не обладает.
Существуют так называемые сканирующие задники к фотоаппаратам, которые обеспечивают требуемое качество изображения по информационной емкости, а реалистичность изображения достигается постановкой света с использованием стандартных фотографических осветителей. Но здесь имеет место проблема с количеством света. Дело в том, что для такой съемки количество света необходимо еще больше, чем в обычных сканерах.
Суть идеи технологии, созданной ЗАО «Группа ЭПОС», заключается в соединении возможностей цифровой фотографии, сканирующих систем и цифровой обработки изображений. Содержание основных этапов данной технологии заключается в следующем: объект съемки с помощью сканирующего устройства разбивается на равные зоны, каждая из которых в отдельности снимается цифровой камерой. Полученные изображения с помощью программного обеспечения автоматически объединяются в единое целое. Перед объединением все фрагменты изображения подвергаются восстановлению к идеальным условиям съемки и устранению искажений, вносимых объективом и светочувствительным регистратором (матрицей). Данный этап обработки необходим для автоматического соединения фрагментов изображений в единое целое. Также был разработан специальный осветитель, в излучении которого полностью отсутствуют ультрафиолетовая и инфракрасная составляющие света, которые являются разрушающими для произведений искусств.
Предложенная нами схема построения устройства регистрации проста и эффективна: объект съемки и светочувствительная матрица неподвижны, сканирование осуществляется за счет перемещения объектива в плоскости, параллельной матрице. Для реализации такого способа сканирования возможно применение только цифровых камер со сменной оптикой. Используемые объективы должны иметь поле изображения, значительно превышающее размеры матрицы (например, от широкоформатных фотоаппаратов).
В итоге разработан, по сути, сканирующий цифровой фотоаппарат. Он может быть установлен как на обычный фотографический штатив, так и на репродукционный. Методика съемки близка к традиционной с использованием цифровой камеры. Отличие и неудобство в том, что в видоискатель нельзя наблюдать сразу весь объект, а просмотр его осуществляется последовательно, при приведении в движение сканирующего модуля. Информационная емкость камеры, оснащенной сканирующим модулем, намного выше существующих цифровых фотоаппаратов. Например, при использовании цифрового фотоаппарата Canon EOS 20D с 8 Мрх матрицей сканирующий фотоаппарат позволяет получать изображения до 250 Мрх, а в отдельных случаях и более. Это достигается за счет того, что при сканировании объективом информационная емкость умножается на число зон разбиения за вычетом размеров областей перекрытия. Последнее необходимо для соединения изображения.
Главной задачей на этапе восстановления изображения является обеспечение высокой точности цветопередачи. Для ее решения нами разработаны оригинальная методика управления цветом при съемке и калибровочные шкалы. Выходной цветовой стандарт цифровых изображений определяется пользователем (sRGB, Adobe RGB(1998), sRGB IEC61966-2.1 и т.д.). Разработанная методика управления цветом является сквозной: она позволяет охватывать не только процесс съемки, но и процесс печати. Высокие результаты по качеству печати (цветопередаче) были достигнуты для офсетной и цифровой печати. Струйная печать осуществляется на бумагах Lomond.
Разработанная технология в основном ориентирована на получение высококачественных изображений и репродукций произведений искусства. Область применения: музеи, библиотеки, архивы. Цифровые копии предметов искусства по качеству и объему передаваемой информации отвечают требованиям специалистов по экспертизе и атрибуции произведений искусства.
Таким образом, к основным преимуществам комплекса «ЭПОС» можно отнести следующее:
высокое разрешение цифровых копий (250 Мрх и более) позволяет фиксировать предельно малые детали оригинального изображения, такие, как тонкие штрихи, кракелюр, структура бумаги или холста;
отсутствует разрушающее световое и тепловое воздействие на оригиналы;
применяется специально разработанный «холодный» осветитель, обеспечивающий сверхнизкое световое воздействие на оригинал (до 500 люкс);
отсутствуют механические воздействия на оригиналы при съемке;
в комплексе конструктивно исключена возможность контакта движущихся механизмов и оригинала.
Автоматическое управление цветом
Контроль цвета при фиксации и печати осуществляется на основе специализированного цветового теста, включающего 1500 цветовых полей, что обеспечивает высокую точность цветопередачи и позволяет автоматизировать процесс цветоделения.
Разработанная технология оцифровки широко используется для создания цифровых архивов музейных и библиотечных фондов, каталогизации коллекций, выпуска факсимильных изданий, создания DVD-продукции, а также для решения задач экспертизы и атрибуции произведений.
В настоящее время комплексы «ЭПОС» установлены в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Российской государственной библиотеке, где совместно с искусствоведами и научными работниками проводится ряд издательских и научных проектов. Кроме того, по заказу Министерства культуры РФ компания работает над созданием мастер-архива шедевров русской живописи XVIII-XIX веков из фондов 45 российских региональных музеев.
Основная цель проекта - создание глобального информационного источника на двух языках (русском и английском) для образовательных и научных программ и обмена информацией на национальном и международном уровне. В процессе работы над проектом используются новые технологии для создания эталонных изображений высокой степени разрешения, при помощи которых уточняются многие сведения и атрибуция, в том числе и в отношении известных работ.
В частности, в процессе цифровой съемки картин из фондов Самарского областного художественного музея на изображении одной из картин была выявлена подпись К. Малевича. Однако считалось, что данная картина принадлежит кисти И. Клюна. Последующее более детальное изучение картины со стороны искусствоведов подтвердило принадлежность картины «Жизнь в большой гостинице» кисти К. Малевича.
Репродукции произведений искусства, выполненные на основе запатентованной компанией технологии, по точности и качеству превосходят постеры, изготовленные по существующим технологи.