Журнал для полиграфистов и издателей «КомпьюАрт», №8, август 2008

В конце 90-х годов прошлого столетия при поддержке ряда негосударственных организаций было принято решение, одобренное директором ГМИИ им. А.С.Пушкина И.А.Антоновой, об издании подарочного факсимильного альбома, куда вошли бы эти шедевры мирового изобразительного искусства. На самом деле это была не первая попытка и в нашей стране, и за рубежом факсимильно воспроизвести офорты, но передать все великолепие, оставленное нам гениальным мастером, до конца не удавалось никому, в полной мере не удалось это и нам - мы просто предложили свою трактовку подхода к воспроизведению офортов.

01.08.2008

Полиграфический способ воспроизведения офортов.
Рассказывает Владимир Токарев, заместитель генерального директора ЗАО «ЭПО»

В конце старого - начале нового тысячелетия был издан факсимильный альбом офортов Рембрандта ван Рейна «Евангельские сюжеты».

Офорт - это печатный оттиск, полученный, как правило, с железной, медной, а в последнее время - цинковой печатной формы, где углубленные печатающие элементы получены с помощью травления и последующей доработки штихелем. При этом доработка, и это важно отметить, может проводиться не только штихелем. После получения первых оттисков автор нередко дорабатывал и корректировал те или иные участки офорта, и в результате получалось, что с одной формы выходили оттиски, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями, а иногда и целыми фрагментами. При этом не всегда эти изменения были удачными. Основное достоинство многочисленных разветвлений техники изготовления офорта (акватинты, лависа, мягкого лака и др.) состоит в относительной легкости изготовления по сравнению с резцовой гравюрой и ксилографией. Все это общеизвестно, и потому здесь хотелось бы лишь напомнить, в чем заключается искусство создания данного вида гравюр. Если говорить о великих мастерах, работавших в данной области, то необходимо отметить работы французского мастера Жака Калло и Антониса ван Дейка, прекрасного представителя фламандской школы офорта, творивших в начале XVII века, а также художников эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего из Германии. Но для нас наибольший интерес представляет голландская школа, а среди ее представителей - безусловно, Рембрандт ван Рейн, развивший искусство офорта до совершенства. К тому же в запасниках ГМИИ им. А.С.Пушкина хранится 41 офорт из его серии, иллюстрирующей Новый Завет (всего в эту серию входит 46 авторских работ).

В конце 90-х годов прошлого столетия при поддержке ряда негосударственных организаций было принято решение, одобренное директором ГМИИ им. А.С.Пушкина И.А.Антоновой, об издании подарочного факсимильного альбома, куда вошли бы эти шедевры мирового изобразительного искусства. На самом деле это была не первая попытка и в нашей стране, и за рубежом факсимильно воспроизвести офорты, но передать все великолепие, оставленное нам гениальным мастером, до конца не удавалось никому, в полной мере не удалось это и нам - мы просто предложили свою трактовку подхода к воспроизведению офортов.

На первый взгляд это кажется странным. Неужели полиграфия еще не достигла такого уровня, чтобы без проблем решать самые сложные задачи, в том числе такие, как воспроизведение офортов Рембрандта ван Рейна? И да и нет. Нет - потому что, во-первых, это офорт, а воспроизводить его планировалось офсетным способом печати, а во-вторых, существующий на офорте «диапазон плотностей» необходимо было передать как штриховое изображение, не прибегая к растрированию (по возможности). Да - потому что можно выстроить технологический процесс, основываясь на продуманной допечатной обработке и подготовке работы печатной машины.

В хранилищах ГМИИ им. А.С.Пушкина для офортов созданы специальные условия хранения с определенной температурой, влажностью воздуха, а главное - без губительного для бумаги такого возраста света. Однако за более чем четырехсотлетний период хранения условия не всегда были таковыми, как сегодня, а потому бумага, на которой напечатан офорт, и краска претерпели значительные изменения. Бумага стала хрупкой, приобрела бежево-коричневатый оттенок, притом отличающийся от листа к листу, что вполне закономерно. Краска же местами частично потеряла свою пигментную составляющую, а входящая в ее состав олифа, наоборот, потемнела, приобретя коричневатый оттенок. На некоторых участках офорта, особенно в тех местах, где глубина печатающего элемента была небольшой, линии постепенно стали не черного, а темно-коричневого цвета.

Сканирование таких работ может губительным образом сказаться на их состоянии, поэтому оно запрещено внутренними инструкциями музея. Остается возможность сфотографировать изображение, причем желательно без вспышки (разрешенная освещенность при репродуцировании подобных произведений искусства 60 люкс). Но при таких условиях, во-первых, невозможно получить достаточно четкую картинку, так как произойдет «размытие» тонких штрихов, к тому же при фотографировании на широкоформатный слайд возникнут оптические искажения удаленных от центра участков. Во-вторых, получив такое цветное изображение, при подготовке к печати его неминуемо придется растрировать, что опять же приведет к снижению качества конечного продукта. Таким образом, для решения поставленной задачи необходимо было искать другой способ получения цифрового изображения.

За это взялось (взвалило на себя - по-другому не скажешь) ЗАО «Группа «ЭПОС», (генеральный директор П.В.Жуков, технический директор и главный разработчик канд. техн. наук А.Б.Семенюта). Они создали уникальное для того времени сканирующее устройство, не имевшее аналогов. Его преимущество в отношении данной работы заключалось в том, что при освещенности менее 60 люкс можно было на выходе получить оцифрованное изображение с высоким разрешением.

Требования к факсимильному изданию всегда были высокими, а тут офорт, воспроизводимый офсетным способом печати. Было понятно, что интервал оптических плотностей на оттиске превышает диапазон, достижимый в офсете. Значит, неизбежное сжатие оригинального диапазона оптических плотностей приведет к определенного рода потерям. Кроме того, офорты Рембрандта ван Рейна представляют собой не только четкий штриховой рисунок, но и полутона, полученные в результате перетискивания частично оставленной на поверхности офортной «доски» краски. Причем Рембрандт достаточно часто использовал этот прием - полностью вытирая краску с одних мест и оставляя ее в других - для получения необходимого художественного эффекта.

Репродуцирование, над которым работало ЗАО «фирма «ЭПО», строилось по следующей технологической схеме: во-первых, это поверхностное крашение бумаги под строго определенный офортный лист; во-вторых, печать полутонового изображения, которое характерно для офортов Рембрандта. В печати это две специально подобранные краски светло-бежевого и серо-коричневого цветов. Серо-коричневый цвет придавал репродукции глубину и являлся подложкой к штриховому рисунку. Светло-бежевый прорабатывал светлые участки и создавал впечатление старинной гравюры. В-третьих, это черная краска. В черном цвете воспроизводился штриховой рисунок офорта. Здесь нельзя было использовать растрированное изображение, как с двумя предыдущими цветами. Тончайшие линии офорта при растрировании неизбежно превратились бы в месиво, состоящее из точек разного размера, и вся красота офорта померкла бы, его ажурный рембрандтовский штрих затянулся бы и превратился в грязное серо-черное поле. Чтобы избежать этого, сканированное изображение офорта было обработано в программе Photoshop таким образом, чтобы осталось только штриховое изображение. С разрешением 2400 dpi (отсканированные оригиналы позволяли это сделать) изображение было переведено в Grayscale и далее в Bitmap. «Битмаповское» изображение использовалось для изготовления офсетных фотоформ под черную краску (обработкой на стадии допечатной подготовки занимались С.К.Подъяблонский и Н.В.Оглоблина). Заключительная печать штрихового изображения придала репродукции необходимую насыщенность и красоту настоящего офорта.

Несколько добрых слов надо сказать о печати - она выполнялась на однокрасочной печатной машине GTO-52 всем известной фирмы Heidelberg. Однокрасочная печатная машина была выбрана осмысленно, так как между краскопрогонами оттиски можно было просушить, и наложение следующей краски производилось «по сухому», а поскольку размер офортов колебался приблизительно от А6 до А3, то приводка между краскопрогонами особенно не беспокоила. Но печатная машина - это всего лишь кусок железа в чьих-то руках. В данном случае работал мастер под стать Рембрандту - Ю.Г.Саковой, технолог по образованию, в последнее время работающий печатником. Его умение, знание и чувство меры во многом определили уровень получившегося издания. Ю.Г.Саковый в среде полиграфистов известен еще и тем, что полиграфическую династию, начатую отцом, с успехом продолжает сын Дмитрий.

Отдел гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С.Пушкина высоко оценил выход в свет факсимильного альбома «Рембрандт. Евангельские сюжеты». Это стало возможным благодаря заинтересованной и творческой работе представителей музея, консультировавших нас (много времени этому уделила кандидат искусствоведения Н.Ю.Маркова), специалистов группы «ЭПОС» и сотрудников фирмы «ЭПО», четко осознававших, к чему им пришлось прикасаться.

Цит. по: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=19392&iid=899