Портал деловых новостей «BFM.Ru» 30 сентября 2009

В России о подобном способе сохранения художественного наследия задумались не так давно. Только в начале 1990-х годов были инициированы многочисленные проекты оцифровки коллекций музеев, архивов и библиотек, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге

30.09.2009

Пушкинский музей выложил в Интернет графику и гравюру

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина приступил к размещению в Интернете оцифрованных изображений шедевров из своего собрания. В электронный вид уже переведено более 1,2 тысяч картин: японская графика XVI-XX веков, британская и российская гравюра XVIII-XIX веков. В проект по оцифровке пока вложено чуть более 4 млн рублей, выполняется он на спонсорские деньги, но в дальнейшем предполагается и участие государства.

Заместитель директора музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Михаил Гурвич заявил о том, что свои коллекции британской и русской гравюры теперь представляет в Интернете. Часть произведений уже находится в открытом доступе на сайтах russianprints.ru и britishprints.ru.

Работа по оцифровке картин продолжалась почти 10 лет. В их реализации принимали участие компания «Эпос» и Japan Tobacco International (JTI). JTI, являясь постоянным спонсором музея в социально-культурных проектах, полностью спонсировала разработку технологии и исполнение оцифровки. Компания «Эпос», в свою очередь, выиграв в свое время тендер, выполнила разработку и всю техническую часть оцифровки.

Сколько это стоит и как работает

Полную стоимость работ на данный момент, составляет около 4 млн рублей. Оцифровка только коллекции британских гравюр обошлась в 1,5 млн рублей: в эту сумму включена стоимость высокоточной цифровой съемки, научной работы и создания электронного каталога.

Разработанная компанией «Эпос» технология оцифровки позволяет делать в день не менее 150 снимков. С двух сторон экспонат освещают вертикальными лампами холодного света, которые не оказывают разрушающего воздействия на произведение искусства (это важно для оцифровки ветхих документов, угасающих рукописей и картин). С помощью цифрового зеркального фотоаппарата со специальной оптикой делается снимок изображения. Картина снимается по фрагментам, после чего специальная компьютерная программа «склеивает» фрагменты в единое целое и корректирует цвет получившегося изображения таким образом, что он отличается от оригинала максимум на 2%.

Полученные файлы универсальны, их можно использовать для комплектации научных реестров и баз данных, а также для создания паспортов произведений искусства, необходимых для учета, хранения и реставрации. «Мы создаем электронную копию с разрешением в 200-250 мегапикселей, а затем полностью обеспечиваем контроль цвета и контроль динамического диапазона. Созданные архивы изображений пригодны и для научно-реставрационных работ, и для создания электронных паспортов произведений искусства: полученное цифровое изображение является идентификатором картины или гравюры, эти же файлы могут быть использованы в полиграфии и в электронных приложениях».

Хранилища

Пока точную стоимость цифровых паспортов картин не подсчитали, потому что решение об их изготовлении только обсуждается. Но предположительно сумма может составлять от 100 рублей до 6 тысяч за штуку - все зависит от содержания паспорта и принятой формы.

Электронные изображения требуют значительных объемов носителей для хранения, так как «размер» одной фотографии может превышать 650 мегабайт («обычная» фотография хорошего качества занимает от 2 до 5 мегабайт). Из-за столь необходимости серьезных объемов депозитарий будет содержать файлы в основном шедевров. В музее им. Пушкина к таковым относят около 150-200 тысяч экспонатов, при том, что общее количество объектов приближается к 650 тысячам.

Пока все готовые файлы, то есть три оцифрованные коллекции, находятся в хранилищах «Эпоса». Музей за хранение ничего не платит, поскольку компания относит хранение изображений к своему спонсорскому вкладу в проект. Причем авторское право на оцифрованные копии произведений искусств принадлежит музею. Файлы выложены в свободном доступе на указанных выше сайтах, но для скачивания они не доступны. Полученные иным способом, например, копированием, изображения не будут пригодны ни для электронного каталога, ни для полиграфии.

В дальнейшем планируется, что государство будет материально поддерживать такие проекты - «коллекции огромны, и это просто необходимо». По крайней мере, такой поддержки ожидают участники проекта - и музей, и исполнитель - для того, чтобы продолжить оцифровку и выкладку на всеобщее обозрение музейных шедевров.

Реализованный к настоящему времени проект считают достаточно успешным: сайт, посвященный английской гравюре, уже посетило более 25 тысяч пользователей, при этом 90% представленных на нем произведений искусства никогда ранее не экспонировались. Сейчас идет работа по оцифровке «жемчужины» собрания музея - коллекции импрессионистов.

Российская история «музейной оцифровки»

«Эпос» не впервые занимается оцифровкой произведений искусства. Компания в разное время выполняла проекты для Третьяковской галереи, Московской государственной картинной галереи Народного художника СССР А.М. Шилова, а также для более чем десяти областных музеев и российской государственной библиотеки. Однако результаты этих работ не публичны, в основном оцифрованные копии предназначались для внутреннего использования в музеях.

В России о подобном способе сохранения художественного наследия задумались не так давно. Только в начале 1990-х годов были инициированы многочисленные проекты оцифровки коллекций музеев, архивов и библиотек, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Так, масштабную работу по оцифровке своих фондов начал Государственный музей истории Санкт-Петербурга и Государственный музей «Эрмитаж», считающийся лидером в России в области использования «музейных» цифровых технологий для взаимодействии с посетителями. Кстати, проект по оцифровке шедевров Эрмитажа выполнялся при финансовом участи компании IBM, которая сама же реализовала большую часть работ с использованием разработанного ею оборудования и технологий.

Кроме того, пять лет назад, в 2004 году, АФК «Система» подписал договор о сотрудничестве с Государственным Русским музеем. Один из пунктов договора предполагает финансовую поддержку «Системой» развития и использования современных средств коммуникаций и новейших цифровых технологий в музее, а также создания сети виртуальных музеев. Эта программа рассчитана на 10 лет (до 2014 года) и предполагает общие инвестиции в размере 10 млн долларов.

Цит. по: http://bfm.ru/articles/2009/09/30/pushkinskij-muzej-vylozhil-v-internet-grafiku-i-gravjuru.html